Соционика глазами психолога. Авторский проект Ефима Михайловича Кривошеева

Глава 13. Заключение

Я не ставил перед собой задачу осветить в этой книге все находки соционики, а потому многие поднимавшиеся разными исследователями вопросы остались здесь совершенно не рассмотренными. Скажем, для политологов и историков, думаю, было бы весьма интересно изучение исторических документов и разнообразнейших политических тенденций с точки зрения так называемых интегральных типов тех или иных народов и интертипных взаимодействий этих интегральных типов. Под интегральным типом я понимаю тип присущей конкретному народу культуры. Уверен, что небезынтересными оказались бы и исследования взаимоотношений интегрального типа того или иного народа с его правителями, что могло бы совершенно с новой стороны осветить наиболее судьбоносные исторические события и расширить рамки решения вопроса о роли личности в истории.

В культуре любого народа имеются свои нюансы, сильно зависящие от того, относятся ли некие социокультурные феномены к мужской или женской части данного народа. Большинство народов, которые я пытался изучать с этой точки зрения, имеют соционически неплохо совместимые типы мужской и женской составляющих культуры (с точки зрения интертипных отношений между ними). В тех же редких случаях, когда изначальная совместимость между мужским и женским интегральными типами у какого-то народа труднодостижима, с целью самосохранения такой народ обычно принимает специальные меры, позволяющие предотвратить разрушение единства как на уровне семьи, так и на уровне целой нации.

В качестве первого примера можно привести русский народ, который признается большинством социоников как обладающий интегральным типом ИЭИ в своей мужской ипостаси и, соответственно, интегральным типом СЛЭ в женской. Если вспомнить, как выглядят модели А этих двух ТИМов, то станет понятно, что интегральный тип «русского мужика»  не обладает сколько-нибудь выраженными лидерскими качествами. А потому, если не принять специальных мер для корректировки такой тенденции, характерной  русской семьей будет несущая на своих плечах всю ответственность жена и муж-«подкаблучник» (откуда, как ясно любому опытному психологу, недалеко до повального пьянства и других маскирующих и квазикомпенсирующих недостаток мужской самооценки явлений того же рода). Мне представляется, что строгая патриархальность русских традиций в старину была призвана уравновесить подобные тенденции, и разрушение этих традиций породило многие весьма негативные последствия для русского народа, в отличие от некоторых других наций. Это несложно увидеть по косвенным признакам, сопоставив, например,  процесс разрушения привычной патриархальности в России с параллельным нарастанием количества выпиваемых спиртных напитков и числа алкоголиков среди мужского населения страны. Однако в данной книге я не ставлю своей целью подробное исследование этих тенденций и поиск «противоядия» – такая работа, на мой взгляд, вообще вряд ли под силу одному человеку. Здесь я хочу только высказать мнение о неслучайном, с соционической точки зрения, появлении некоторых тенденций у русского народа в последние несколько веков и предложить задуматься об их причинах с той точки зрения, на которую позволяет опереться соционика.

Говоря об интегральном типе русской культуры, нельзя не упомянуть и интегральные типы отдельных социокультурных общностей русской нации. Так, интегральный тип казачества (мне приходилось сталкиваться с довольно большим числом потомков казачьих родов Дона и Кубани, поэтому я веду речь в первую очередь об этих казачьих общностях) мне видится как СЛЭ, причем этот ТИМ характеризует и мужские, и женские особенности казачьего сообщества, то есть в этом сообществе мужской и женский интегральные типы находятся в отношениях тождества. Интегральный тип так называемого «кулачества», поморов Беломорья или сибирских «чалдонов» я определяю как СЛИ. К сожалению, я могу говорить только о мужском типе «кулачьей» культуры (точнее, всегда традиционно присутствовавшей на Руси культуры «крепкого, хозяйственного мужика»), поморской и «чалдонской»,  – в моей практике почти не было опыта общения с женщинами, относящими себя к этим культурным слоям.

Разумеется, все сказанное по этому поводу – только гипотеза, базирующаяся на соционическом анализе ситуации. Но я полагаю, что вряд ли исследователям стоит пренебрегать этой гипотезой без ее тщательной и всесторонней проверки, если им не безразличны судьбы русского народа.

Другой пример соционического анализа, связанный с понятием интегрального типа нации, или ТИМа культуры – исследование особенностей интегрального типа еврейского народа. Этот народ, при всех нюансах, связанных с его скитаниями по миру,  на территории России сохраняет мужскую культуру, имеющую интегральный тип ИЛИ, и женскую, характеризующуюся типом ЭСЭ. Данные два ТИМа находятся в конфликтных интертипных отношениях, а потому было бы трудно ожидать стабильности, благожелательности и взаимопонимания во многих еврейских семьях, если бы этот народ еще в глубокой древности не выработал специальных мер, способствующих взаимной терпимости и принятию. На мой взгляд, для еврейского народа было исключительно мудро создать многомерную систему традиций, в которых в тонкостях расписан чуть ли не каждый шаг. Именно ее жесткое соблюдение, как мне кажется, и принесло мир, терпимость и благожелательность в еврейские семьи. Можно предположить, что в тех еврейских семьях, в которых традиция полноценно соблюдается (это, в первую очередь, религиозные семьи, поскольку культурная традиция еврейского народа неразрывно переплетена с иудаизмом как религией), процент семейных скандалов, не говоря уже о разводах, многократно ниже, чем в семьях, традиции не соблюдающих. Это, разумеется, тоже гипотеза, которая ждет своих исследователей, в первую очередь социологов, этнографов, религиоведов и культурологов; причем эти специалисты должны быть хотя бы немного знакомы с соционикой.

Можно было бы упомянуть и о том, что то или иное интертипное взаимодействие между интегральными типами наций (или даже между личными ТИМами ведущих политиков каждой из стран) не может не сказываться на отношениях между государствами, не влиять на степень их дружественности, наличие или отсутствие взаимопонимания, на сходство и различие долговременных государственных интересов. Но эти вопросы требуют тщательной проработки в содружестве с политологами и социологами, а в этой книге мною не ставилась задача подробного исследования зависимости взаимоотношений государств от причин, связанных с изучаемыми соционикой явлениями.

Теперь скажу несколько слов о том, что может дать знание соционики для решения самых разнообразных вопросов, возникающих в повседневной человеческой деятельности. Кое-что об этом уже говорилось в предисловии к книге, но мне кажется нелишним развить сказанное там. Упоминать о пользе учета соционических факторов в повседневном общении после всего изложенного, полагаю, совершенно излишне. А вот об использовании соционики в формировании психологически наиболее совместимых коллективов ислледовательских, производственных или бизнес-команд говорить не только можно, но и нужно. Более того, имеющиеся в соционике наработки позволяют не только создавать коллективы, настроенные на решение тех или иных задач, но и решать обратную проблему – выбор подходящей сферы деятельности для уже существующих коллективов. И даже столь модный сейчас кадровый ассесмент в своей диагностической и консультативной части тоже очень надежно реализуется с помощью соционики.

Столь же существенным может оказаться вклад соционики в профилактику и лечение многих заболеваний – от изучения склонности обладателей тех или иных ТИМов к конкретным заболеваниям соматического или психического характера до подбора наиболее подходящих средств для лечения носителей этих ТИМов . Некоторые несложные медицинские эксперименты на основе соционики проводились, например, Г.Р.Рейниным и другими социониками. Оказалось, что даже простое объединение больных в лечебных и санаторно-курортных заведениях в определенные  группы ТИМов может сильно ускорить их выздоровление (иной раз, в случае серьезных заболеваний из ряда сердечно-сосудистых и некоторых других, даже буквально спасти жизнь ). И наоборот, неблагоприятное сочетание людей по ТИМам в одной палате клиники или санатория может затянуть лечение, сделать его неэффективным или даже приблизить, а то и спровоцировать трагический исход. Есть основания предполагать, что у каждого ТИМа есть склонность к некоему «набору» наиболее типичных заболеваний , хотя эти вопросы пока изучены недостаточно глубоко.

Создание методов профориентации, позволяющих не только выбрать ту сферу деятельности, которая предполагает наибольшую успешность конкретного человека, но и предостерегающих от выбора профессии, которая может в прямом смысле негативно сказаться на его соматическом и психическом здоровье, тоже под силу соционике. Причем соционические методы позволяют найти возможность приложения сил для любого ТИМа почти в любой сфере, но при обязательном соблюдении ряда условий, позволяющих адаптировать особенности ТИМа к этой сфере деятельности. Скажем, в случае неудержимого стремления человека, имеющего ТИМ СЛИ, к врачебной деятельности (например, в результате каких-то событий личной истории, следования семейной традиции и т.п.) я бы не рекомендовал ему заниматься терапией или педиатрией, поскольку это может быть сопряжено с регулярной перегрузкой его ТНСной E, а вот хирурги, стоматологи, мануальные терапевты, массажисты, спортивные врачи, фармакологи, специалисты по ЛФК или по медицинской технике из подобных людей могут получиться просто замечательные. Точно так же можно исследовать «профессиональные зоны» внутри любой профессии и подобрать среди них подходящую для человека с конкретным ТИМом.

Задачи, связанные с психодиагностикой и психотерапией, с помощью своей типологии решал уже К.-Г.Юнг. Теми же методами (несколько видоизмененными) до сих пор пользуются его ученики и последователи. Соционика позволяет решать подобные вопросы, на мой взгляд, существенно лучше: более точно и дифференцированно.

Легко увидеть, что соционика позволяет ставить вопросы о дифференцированных подходах в сфере public relation и рекламы, дизайна и менеджмента, во многих других областях, связанных с учетом предпочтений в выборе, к которым склонны те или иные ТИМы.

У меня есть планы применения соционики в процессе подбора актеров на те или иные роли в театре и кино, в так называемом кастинге; хотя я предполагаю, что такая идея приходила в голову не только мне, но и многим другим знакомым с соционикой людям.

Каждая существенная для данного фильма или спектакля и описываемая в сценарии роль обладает рядом достаточно внятных психологических характеристик. На основе этих характеристик опытный в соционической диагностике специалист может определить ТИМ соответствующего героя . Известно также, что наиболее просто и наглядно конкретную роль может сыграть человек, типологические характеристики которого максимально соответствуют ТИМу роли. И даже не просто наглядно: мне кажется, что, за редчайшим исключением, только при совпадении ТИМа актера с ТИМом роли он сможет сыграть роль действительно полноценно. Более того, по моим длительным наблюдениям, подавляющее большинство актеров, даже очень талантливых, во всех своих ролях играют один и тот же ТИМ – свой собственный. Исключений очень мало, а потому у меня создалось впечатление, что артист, умеющий адекватно выразить в роли особенности не только своего ТИМа, но хотя бы нескольких других, уже не просто талантлив, но приближается к гениальности. Сейчас, когда я пишу эти строки, мне вспоминаются всего два таких актера: Анатолий Папанов и Алиса Фрейндлих (возможно, есть и другие, но в данный момент мне не удается таких вспомнить).

Так вот, идея заключается в следующем: поскольку актеров, умеющих играть разные ТИМы, очень мало, то, заранее определив соционические типажи всех ролей фильма или спектакля, в процессе кастинга можно сначала провести соционическую диагностику претендентов на роль, подходящих по другим критериям, а затем вести отбор исключительно (или, по крайней мере, преимущественно) среди тех из них, чьи ТИМы соответствуют роли. Еще лучше сначала провести соционическую диагностику всех претендентов, а затем среди актеров с нужным ТИМом выбрать наиболее подходящего по другим критериям. Тем самым, во-первых, будет экономиться значительное время, уходящее на просмотр кандидатов с неподходящими для этой роли ТИМами, и, во-вторых, значительно снизится число неудачно сыгранных ролей. Со временем путем подобных последовательных диагностик можно будет создать банк данных по ТИМам всех имеющихся в наличии актеров, что позволит в процессе кастинга ограничиться соционической диагностикой только начинающих свой актерский путь новичков.

Не стану продолжать список возможных применений соционических знаний, скажу только, что соционика может оказаться исключительно полезным инструментом в очень многих сферах. Хочется надеяться, что человечество оценит этот инструмент и научится им пользоваться.

Завершая разговор о состоянии дел в соционике, хочу сказать, что буду рад сотрудничеству с серьезно заинтересовавшимися людьми и организациями.

 
© 2005 Кривошеев Е.М.