Соционика глазами психолога. Авторский проект Ефима Михайловича Кривошеева

Глава 4. Модель А

Теперь пора рассмотреть наиболее употребительную в соционике модель ТИМа, созданную А.Аугустинавичюте и называемую моделью А. Эта модель включает уже не 4 функции, а все 8, т.е. как экстравертные, так и интровертные варианты каждой из выделенных Юнгом психологических функций. Здесь мы сошлемся на книгу В.И.Стратиевской «Как сделать, чтобы мы не расставались» [17], в которой очень образно и при этом достаточно просто изложены особенности этой соционической модели. Следует заметить, что первоначально А.Аугустинавичюте предложила несколько другое взаиморасположение позиций модели А, нежели используемое в данной книге (это взаиморасположение читатель может встретить в некоторых соционических публикациях, особенно из числа наиболее ранних). Но вариант модели А, скорректированный ею в более поздних работах, представляется мне более оптимальным.

Хотя я и сослался на книгу В.Стратиевской в качестве примера простого и при этом достаточно корректного описания собственно модели А, для тех читателей, у которых нет желания или возможности познакомиться с названной книгой, я вкратце опишу особенности всех позиций этой модели в данной главе. Сама модель А имеет следующий вид:

1 2
4 3
6 5
7 8

Первая позиция этой модели полностью соответствует первой позиции модели Ю. О ней достаточно подробно писалось выше. Эта позиция отображает базовую, или программную, функцию ТИМа.

Вторая позиция соответствует второй позиции модели Ю, т.е. расположенная в ней психологическая функция служит для ТИМа творческой, или инструментальной.

А вот в третьей позиции находится функция, которая в модели Ю отсутствует. Эта функция обычно называется ролевой и, соответственно, имеет свои особенности. Эта функция включается в работу в основном тогда, когда человек оказывается в не слишком знакомой ситуации и еще не знает, как в этих обстоятельствах будет принято его «истинное лицо». А «истинным лицом» человека в соционике не без основания считается пара его наиболее сильных и дифференцированных функций, тех самых, которые в модели А расположены на первой и второй позициях. Когда человек еще не сориентировался в том, как будут приняты окружающими его наиболее привычные и естественные особенности поведения, он «выдвигает» на первый план некую поведенческую социальную маску, так сказать, надевает на себя личину (в юнговской психологии существует понятие Персоны, которое в значительной степени связано с соотнесением самоосознания и поведения с социальными масками). Как поется в известной песне В.Высоцкого: «Мы все привыкли маски надевать, чтоб не разбить свое лицо о камни». У разных людей такие социальные маски отличаются, причем  их особенности зависят и от ТИМа. В третьей позиции модели А располагается та психологическая функция, которая в существенной степени характеризует  социальную маску, присущую человеку с тем или иным ТИМом. В качестве примера  исследуем проявления этой функции у человека с ТИМом ЛСЭ.

P S
T E
I R
L F

В модели А этого ТИМа в третьей позиции находится E. Это означает, что в непривычной ситуации (например, при знакомстве с новыми людьми) такой человек склонен пошутить, рассказать смешную или, наоборот, грустную историю, каким-то еще образом воздействовать на эмоциональное состояние окружающих. Нередко – показать себя этаким «рубахой-парнем». Но поскольку ролевая функция не слишком сильна (т.е. поток информации, который она способна пропустить через себя, довольно ограничен), то долго находиться в соответствующем этой функции состоянии весьма утомительно. Через некоторое, обычно достаточно небольшое, время, а если точнее – как только человек более или менее освоился с ситуацией и она потеряла для него новизну, он обычно переключается на функции, расположенные в первой и второй позициях модели А. Т.е. женщина с ТИМом ЛСЭ, например, после кратковременного весьма эмоционального контакта с окружающими переходит к обсуждению, скажем, рецептов блюд, методов воспитания детей или каких-то других деловых вопросов. Если же такому человеку приходится взаимодействовать с окружающими по своей ролевой функции чересчур долго, то он будет сильно уставать.

Четвертая позиция в модели А соответствует третьей в модели Ю, т.е. является точкой наименьшего сопротивления у данного ТИМа. Эту функцию мы уже обсудили, когда рассматривали модель Ю, поэтому здесь специально останавливаться на ней не станем.

В пятой позиции располагается суггестивная функция, которую мы тоже успели обсудить при рассмотрении модели Ю (там она располагается под номером 4).

Теперь перейдем к исследованию трех оставшихся функций, которые не отражены в модели Ю, но имеются в модели А.

На шестой позиции располагается функция, которая носит название референтной. В психологии существует понятие референтной группы, т.е. группы людей, которые рассматриваются человеком как значимые, с чьим мнением он считается, чьим взглядам придается повышенное значение. С учетом смысла данного слова легко объяснить и особенности референтной функции. Эта функция, так же как и предыдущая, от природы у человека слаба и не слишком хорошо осознаваема. Но, в отличие от суггестивной, по которой человек мало способен набираться реального опыта от окружающих, а лишь воспринимает их мнения в, так сказать, готовом виде, по референтной функции человек проявляет отчетливую тенденцию к перениманию чужого опыта. Причем опыт этот перенимается в первую очередь именно от значимых людей, т.е. от референтной группы.

Рассмотрим в очередной раз, как эта особенность проявляется у человека с ТИМом ЛСЭ. Такой человек от природы не слишком изобретателен, в детстве ребенку этого типа часто не хватает находчивости, ему трудновато самому что-то придумать, разобраться в перспективности или бесперспективности какого-либо начинания и т.п. Если в его окружении есть люди с развитой интуицией возможностей I, то он с удовольствием будет у них учиться всему этому и понемногу набираться конкретного опыта интуитивных находок. Не надо думать, что по этой функции можно достичь больших высот: вряд ли ЛСЭ будут часто посещать выдающиеся интуитивные озарения. Однако постепенно его умение опираться на интуитивный поиск все же может стать существенно более сильным, чем это дано ему от природы. Человеку с таким ТИМом, как правило, нравятся люди находчивые, изобретательные, нередко ему хочется им подражать. Более того, замечено, что именно по референтной функции человек более, чем по другим, склонен к некоторой доле хвастовства. Например, женщина-ЛСЭ, связавшая красивую кофточку, будет хвастаться не качеством вязки (эта сторона работы опирается на первую и вторую функции ее ТИМа, а потому она склонна считать высокое качество исполнения чем-то само собой разумеющимся), а какими-то  необычными особенностями рисунка или покроя. Такая женщина вряд ли будет высоко ценить самый вкусный пирог, ею испеченный, если ей не удалось придумать что-то особое, отличающее этот пирог от множества других пирогов, изготовленных по тому же рецепту. А вот придумками своими она обычно не преминет похвастаться.

В седьмой позиции модели А располагается функция, носящая название ограничительной. Ее роль особая: она помогает человеку «держать себя в руках», когда возникает такая необходимость, и дает возможность остановить действия другого человека, делающего нечто такое, что носителя данного ТИМа не устраивает. С этой позиции постоянно идет бессознательная оценка окружающих, причем достаточно адекватная (ограничительная функция – сильная, т.е. позволяющая быстро и эффективно обрабатывать большой объем информации, хотя и малосознательная). Информация, обрабатываемая ограничительной функцией, по большей части не осознаётся, т.е. представляется в основном в виде «я так это ощущаю», и не слишком дифференцируется. Скажем, ЛСЭ, у которого в ограничительной позиции находится P, как наиболее дифференцированную.

Теперь рассмотрим последнюю, восьмую позицию модели А. В этой позиции располагается функция, которую принято называть фоновой, хотя я, по примеру Т.Н.Прокофьевой, предпочитаю называть ее по наиболее наглядной ее особенности «без слов, на деле». Эта функция имеет громадный информационный потенциал и очень легко включается в работу на бессознательном уровне, обеспечивая носителя ТИМа личным опытом, но этот опыт весьма трудно вербализовать в терминах, соответствующих самой фоновой функции. Более того, мои наблюдения показывают, что эта функция работает тем адекватнее, чем меньше человек пытается ее осознавать непосредственно. В частности, у ЛСЭ в фоновой позиции находится функция  F, что позволяет человеку с таким ТИМом быть весьма адекватным по отношению к ситуации с точки зрения проявления своего волевого потенциала, территориальной экспансии или, например, оценки авторитета и властных устремлений кого-либо. Однако в тех случаях, когда ЛСЭ перестает доверять своему бессознательному внутреннему чувству и пытается опираться на сознательное осмысление собственных волевых устремлений, то , как ни странно это может показаться, количество ошибок в этой сфере повышается.

 
© 2005 Кривошеев Е.М.