Соционика глазами психолога. Авторский проект Ефима Михайловича Кривошеева

10.5 Небольшой экскурс в символьную соционику: стимульные группы

Здесь можно привести еще одну классификацию ТИМов, частично перекликающуюся с только что рассмотренной. Я имею в виду классификацию, предложенную днепропетровским социоником С.В.Савченко на основе ассоциаций с системой Таро, точнее, с так называемыми «придворными картами» Таро [40]. Этот автор разбил социон на четыре части, уподобив их мастям карт Таро по следующему принципу: к посохам (трефы) он отнес все рациональные этические ТИМы, к кубкам (червы) – иррациональные этические, к мечам (пики) – иррациональные логические и к пентаклям (бубны) – рациональные логические. Далее он уподобил сенсорных экстравертов королям, сенсорных интровертов – дамам, интуитивных экстравертов рыцарям и интуитивных интровертов – пажам. В результате он получил следующие соответствия между системой придворных карт Таро и изучаемыми соционикой ТИМами:

  • король посохов – ЭСЭ, король кубков – СЭЭ,
  • король мечей – СЛЭ, король пентаклей – ЛСЭ;
  • дама посохов – ЭСИ, дама кубков – СЭИ,
  • дама мечей – СЛИ, дама пентаклей – ЛСИ;
  • рыцарь посохов – ЭИЭ, рыцарь кубков – ИЭЭ,
  • рыцарь мечей – ИЛЭ, рыцарь пентаклей – ЛИЭ;
  • паж посохов – ЭИИ, паж кубков – ИЭИ,
  • паж мечей – ИЛИ, паж пентаклей – ЛИИ.

Я не стану здесь останавливаться на подробном изложении созданной С.В.Савченко системы, которую он назвал символьной соционикой, тем более что попытки соотнесения соционики с системой арканов Таро предпринимались и некоторыми другими социониками. Скажу лишь о том, что разбиение на королей, дам, рыцарей и пажей позволяет использовать в диагностике ТИМа некоторые дополнительные признаки, которые наиболее заметны именно с этих позиций. Один из моих знакомых социоников-любителей образно сформулировал различия между этими четверками ТИМов так:

Король, видя какую-либо границу, решает по обстоятельствам, следует  ее уважать или нарушать. Более того, король сам то и дело устанавливает и переустанавливает границы.

Рыцарь, обнаружив границу, чуть ли не инстинктивно бросается ее преодолевать, хотя после завершения штурма иной раз может недоумевать: «И зачем это меня сюда занесло?».

Дама обычно сама границ не устанавливает и не склонна их нарушать. Чаще всего дама ожидает выделения ей королем или рыцарем той территории, которую она сможет в дальнейшем считать своей. Но после того, как она осознала границы собственной территории, защищать эти границы она будет «до последней капли крови» – своей или чужой.

А паж вообще плохо ориентируется в границах, поэтому легко может нарушить их, даже не заметив этого нарушения.

Масти придворных карт определяют ту область, в которой тот или иной ТИМ устанавливает, нарушает или охраняет границы, или, говоря другими словами, масть определяет область основных интересов того или иного ТИМа.

Король посохов (ЭСЭ), например, устанавливает «правила игры» в области человеческих взаимоотношений, в первую очередь в области моральных норм; причем сам он вполне способен эти нормы не соблюдать («законы пишутся для народа, но не для правителей», как выразился кто-то из историков). Король кубков (СЭЭ) устанавливает некие неписанные законы в области свободы самовыражения, степени допустимого «опьянения свободой» (в том числе и сексуальной), причем тоже склонен не распространять на себя ограничения в этой сфере, Король мечей (СЛЭ) – король воинов, настроенный на победу любой ценой и обычно не допускающий даже мысли о поражении. Король пентаклей (ЛСЭ) – природный руководитель процесса созидания материальных благ, устанавливающий правила в этой области человеческой деятельности.

У В.В.Гуленко та же разбивка социона на группы по четыре ТИМа, которая у С.В.Савченко ассоциируется с королями, рыцарями, дамами и пажами, используется для выявления наиболее важных стимулов, побуждающих к деятельности те или иные ТИМы (это так называемые стимульные группы). В результате своих исследований В.В.Гуленко пришел к выводу, что группа ТИМов, включающая экстравертных сенсориков («короли»), основным стимулом к деятельности имеет статус. Носитель одного из этих четырех ТИМов, например, при выборе рода занятий предпочтет такой, в котором он сможет немедленно (либо, на худой конец, в обозримой перспективе) занять наиболее высокое статусное положение в коллективе фирмы. Причем статус в качестве главного стимула в этой группе важен даже для «демократических» ТИМов – ЭСЭ и СЭЭ. Разница между «аристократическими» и «демократическими» ТИМами «статусной» группы, пожалуй, заключается лишь в том, что для первых важен официальный статус, а вторые  могут удовлетвориться ролью неформального лидера – при условии призания их лидерского положения всеми членами коллектива, включая руководство. В советские времена, например, довольно много носителей ТИМов ЭСЭ и СЭЭ занимали должности партийных, комсомольских или профсоюзных руководителей в своих коллективах.

Для группы, которая у С.В.Савченко относится к «дамам» (интровертные сенсорные ТИМы) В.В.Гуленко обнаружил превалирование такого стимула к деятельности, как стремление к благосостоянию. Такой человек скорее предпочтет работу, предполагающую  внушительный заработок, чем более престижную или  привлекательную в каком-либо ином смысле.

Группа ТИМов, отнесенная С.В.Савченко к «рыцарям» (экстравертные интуиты) в наибольшей степени стимулируется пониманием и признанием окружающими своей незаменимости, уникальности. Официальный статус для носителей этих ТИМов не слишком важен, так же как и благосостояние само по себе. Правда, следует учитывать, что невысокий размер оплаты своего труда обладатели некоторых ТИМов этой группы (в первую очередь ИЛЭ, благодаря наличию функции R в ТНСной позиции модели А) нередко интерпретируют как недостаток уважения со стороны руководства фирмы и соответственно на это реагируют. А регулярное увеличение заработной платы даже на не слишком значительную величину ИЛЭ  воспринимают не только как признак уважения, но и как признание своих уникальных способностей и заслуг, что работает в их психике как наиболее действенный стимул.

Группу ТИМов, названную С.В.Савченко «пажами» (к ним, напомню, относятся интровертные интуиты) стимулировать теми или иными внешними способами сложнее, чем представителей других  групп. Они, как установил В.В.Гуленко, стимулируются преимущественно чувством самоценности, и, следовательно, стремятся к повышению  самооценки в результате собственных внутренних или внешних достижений. Поэтому для внешнего стимулирования их деятельности наиболее эффективный способ – создание обстановки, в которой они смогут максимально полно и позитивно самореализовываться. При наличии такой обстановки дополнительных стимулов обычно не требуется.

 
© 2005 Кривошеев Е.М.