Соционика глазами психолога. Авторский проект Ефима Михайловича Кривошеева

6.7. Полудуальнные отношения

Следующие отношения, которые мы будем рассматривать – полудуальные (их иногда называют отношениями неполного дополнения). Для ЛСЭ полудуальными являются отношения с ЭСИ.

ЛСЭ
P S
T E
I R
L F
ЭСИ
R F
I L
T P
E S

Из сравнения моделей А этих двух ТИМов хорошо видно, что тот информационный аспект, который является для одного из них базой личности и находится в первой позиции модели, для другого как раз наиболее востребован и при этом склонен восприниматься некритично (суггестивная позиция), точно так же, как это происходит у дуалов. Поэтому взаимодействие такой пары по их базовой и суггестивной функциям происходит  естественно и легко. Причем, как и в дуальных отношениях, в полудуальных изначально не заложено чье-либо лидерство – оно возникает ситуативно, в зависимости от того, чья базовая функция больше соответствует происходящим событиям.

Столь же благоприятно и взаимодействие по ограничительной и ролевой функциям полудуалов. Однако остальные функции такой пары сочетаются несколько иначе. Так, творческая функция одного из партнеров включает в работу фоновую (демонстративную) другого (или наоборот – фоновая запускает творческую партнера). Это очень благоприятное сочетание функций для совместной деятельности по этим аспектам: то, что один партнер творчески инициирует, второй без раздумий подхватывает и почти инстинктивно реализует. Тем самым происходит взаимная активизация творческого порыва у обоих; такая пара способна очень эффективно осуществлять совместную творческую деятельность.

Из сравнения моделей видно, что функция в референтной позиции одного партнера соответствует ТНС другого. Это приводит к тому, что иногда в такой паре возникают трения, связанные с взаимным задеванием расположенных в ТНС функций. Однако такие трения редко ведут к серьезным стрессам, поскольку референтная функция слаба и сильное воздействие с нее на ТНС – явление скорее исключительное, чем типичное. Можно заметить, что референтная функция соответствует внутреннему Ребенку по Э.Берну, поэтому в таких отношениях следует учитывать, что к трениям обычно приводит «детское» поведение одного или обоих партнеров. В таких отношениях не стоит допускать излишней свободы шуток и розыгрышей, чересчур дурачиться и т.п., потому что именно такие проявления способны испортить партнеру настроение и повлиять на отношения. Р.К.Седых сравнивает полудуальные отношения с ездой на хорошем автомобиле по плохой дороге: «… быстро и комфортно – до ухаба и после него». Из сравнения моделей А полудуальных ТИМов нетрудно понять те основания, по которым такая ассоциация выглядит вполне правомерной. «Детское» поведение одного из партнеров включает выдачу информации с референтной функции, которая чаще всего весьма неприятна другому партнеру – ведь как раз она-то и является для него аспектом ТНС. И все же, несмотря на указанные сложности, потенциально это одно из наиболее благоприятных отношений для общения самого разного рода. Хотя, повторюсь, как и в любых других интертипных отношениях, эта потенциальная благоприятность реализуется лишь при наличии совместимости еще и психологического характера.

 
© 2005 Кривошеев Е.М.