Соционика глазами психолога. Авторский проект Ефима Михайловича Кривошеева

Глава 3. Предварительный обзор психологических типов и пример анализа ТИМа на основе модели Ю

Теперь, когда мы познакомились с психологическими функциями, можно вкратце рассмотреть особенности некоторых ТИМов в зависимости от того, какие функции в какой позиции модели Ю находятся у каждого из них. Для этого сначала составим своего рода «реестр» ТИМов и приведем их наименования, которые приняты в соционике. Следует сказать, что первые названия ТИМам присвоила Аушра Аугустинавичюте, ориентируясь на имена известных людей или героев художественных произведений, имевших, по ее предположению, такие же ТИМы. Этот способ присвоения названий имеет существенные недостатки; к тому же не все ТИМы известных людей были Аушрой определены бесспорно верно. Например, в соционической среде давно обсуждается вопрос, был ли Ф.М.Достоевский этико-интуитивным интровертом, как определила А.Аугустинавичюте, присвоив этому ТИМу название «Достоевский»; или великий русский писатель имел ТИМ этико-интуитивного экстраверта, которому в той же классификации было присвоено название «Гамлет» (автор этой книги на основе собственных исследований убежден во втором). Или, скажем, название «Дон Кихот», данное А.Аугустинавичюте ТИМу «интуитивно-логический экстраверт», дает этому ТИМу несколько искаженное толкование – по той причине, что хотя герой бессмертного произведения М.Сервантеса действительно имел этот ТИМ, но особенности ТИМа были искажены у него интровертной интуитивно-этической маской. Наличие определенной маски вносит в особенности проявления ТИМа достаточно внятные искажения (и позволяет определить наиболее экзистенциальную для носителя ТИМа проблематику, что впервые было предположено И.Калинаускасом, а впоследствии более полно и подробно исследовано Т.Н.Прокофьевой; об этом вкратце уже было упомянуто, а подробнее будет рассказано ниже). И, поскольку интуитивно-логический экстраверт (сокращенно ИЛЭ), или «Дон Кихот», и интуитивно-этический интроверт (ИЭИ), иначе «Есенин», находятся в интертипных отношениях миража, а миражная маска говорит об отрыве носителя ТИМа от реальности и склонности к уходу в фантазии, то «рыцарь печального образа» является не самой лучшей иллюстрацией особенностей человека с ТИМом ИЛЭ.

Совсем недавно я провел (по найденным в интернете его личным письмам) диагностику ТИМа Томаса Генри Хаксли, именем которого Аушра Аугустинавичюте назвала ТИМ ИЭЭ (интуитивно-этический экстраверт). Оказалось, что этот ученый имел совсем другой ТИМ – логико-интуитивного интроверта (ЛИИ, Робеспьер). К сожалению, за два с лишним десятилетия существования соционики никто не проверил правильность определения Аушрой его ТИМа – возможно, из-за того, что в России это имя не входит в число широко известных.

С целью ознакомления читателя с особенностями той методики, которой я пользуюсь для соционической диагностики по печатным материалам, в Приложении 3 я привожу фрагмент перевода одного из писем Томаса Хаксли (Гексли) с моими комментариями. Комментарии даны в квадратных скобках. Они позволят читателю на конкретном примере познакомиться с применяемым мною методом дистантного определения ТИМа и оценить степень надежности этого метода в данном конкретном случае.

Однако вернемся к принятым в соционике названиям ТИМов. За два с лишним десятилетия существования соционики предложенные А.Аугустинавичюте названия уже стали привычными и активно употребляются в соционической литературе, поэтому в дальнейшем мы будем иногда использовать их в нашем изложении. Хотя следует учитывать, что в целом ряде ситуаций я не рекомедовал бы их использование при работе с людьми, и для такого мнения тоже есть серьезные основания; о некоторых таких основаниях писал в одной из своих статей В.В.Гуленко. Другой вариант названий был в свое время предложен В.В.Гуленко на основе выделения наиболее характерных, по мнению этого автора, особенностей, присущим носителям того или иного ТИМа. Однако эти наименования за пределами созданной В.В.Гуленко соционической школы используются намного реже, и поэтому мы ограничимся тем, что приведем их для справки.

На первом этапе рассмотрения мы будем обозначать ТИМ всего двумя его первыми функциями, записываемыми в строчку. Позднее станет ясно, что взаиморасположение первых двух функций в любой соционической модели полностью определяет все остальные функции, поэтому для записи (но не для исследования особенностей) ТИМа такого обозначения вполне достаточно. Для начала напомним, что все ТИМы делятся на рациональные и иррациональные. К первым относятся ТИМы, у которых в базовой позиции находятся рациональные функции – это либо логика, либо этика. Если в базовой позиции ТИМа находятся экстравертная логика или этика, то перед нами экстравертный логический или этический ТИМ соответственно. Если в базовой позиции интровертная функция, то речь идет о соответствующем интровертном ТИМе. Вторая функция (основная вспомогательная по Юнгу, или творческая в соционике) как в смысле интровертности – экстравертности, так и в смысле рациональности – иррациональности противоположна первой, поэтому все возможные сочетания пары первых функций рациональных экстравертных ТИМов выглядят так:

  • P S
  • P T
  • E S
  • E T

Как легко увидеть, первый из этих ТИМов отличается экстравертной, или деловой, логикой в первой позиции и интровертной сенсорикой, или сенсорикой ощущений во второй. Отсюда следует одно из возможных для этого ТИМа названий: рациональный логический экстраверт с вспомогательной сенсорикой. Но поскольку рациональность данного ТИМа априорно задается рациональностью его первой функции, то обычно это слово в обозначении ТИМа опускается и говорится просто о логико-сенсорном экстраверте. При этом первая составляющая этого названия соответствует первой (базовой) функции ТИМа, а вторая составляющая – более дифференцированной вспомогательной функции, т.е. функции, находящейся в творческой позиции модели. Часто используется сокращенное обозначение в виде аббревиатуры: ЛСЭ. В соционике приняты следующие наименования данного ТИМа: «Штирлиц» по А.Аугустинавичюте или «Управляющий» по В.Гуленко.

Второй ТИМ отличается от первого только тем, что его вспомогательная функция – интуиция времени. Поэтому его следует называть логико-интуитивным экстравертом (ЛИЭ), а дополнительные названия его – «Джек Лондон» или «Предприниматель». Еще одно название, также предложенное В.В.Гуленко и иногда встречающееся в литературе – «Экспериментатор».

Третий ТИМ в первой позиции имеет экстравертную этику, или этику эмоций, а во второй – сенсорику ощущений, поэтому данная запись читается как этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ). Ему в соционике соответствуют названия «Виктор Гюго» и «Энтузиаст».

Четвертый ТИМ – этико-интуитивный экстраверт (ЭИЭ), называемый обычно «Гамлетом» или «Наставником» (иногда «Актером»).

Теперь взглянем на иррациональные экстравертные ТИМы. Их обозначения выглядят следующим образом:

  • I L
  • I R
  • F L
  • F R

Здесь первый ТИМ имеет в качестве базовой иррациональную экстравертную функцию – интуицию возможностей, а в качестве творческой – структурную логику, Поэтому данный ТИМ иррационален и экстравертен, а его название будет складываться из интуиции на первой позиции и логики – на второй. Объединив перечисленное, получим название «интуитивно-логический экстраверт», сокращенно ИЛЭ. В соционике этот ТИМ принято называть «Дон Кихот» или «Искатель».

Второй из иррациональных экстравертных ТИМов в переводе с языка соционических значков будет прочитан как «интуитивно-этический экстраверт» (сокращенно – ИЭЭ), его обычно называют «Гексли» или «Советчик».

Третий из приведенных в данных символах ТИМов – сенсорно-логический экстраверт (СЛЭ) – носит название «Жуков» или «Маршал».

Четвертый – сенсорно-этический экстраверт (СЭЭ) – назван «Наполеоном» или «Политиком». Иногда встречается название «Цезарь».

Теперь перейдем к обозначениям и названиям интровертных ТИМов. Рациональные интровертные ТИМы с помощью соционических символов записываются так:

  • L I
  • L F
  • R I
  • R F

Первый из них – логико-интуитивный интроверт (ЛИИ) – называется «Робеспьер» или «Аналитик» (иногда можно встретить название «Декарт»), второй – логико-сенсорный интроверт (ЛСИ), которого обычно называют «Максимом Горьким» или «Инспектором» (иногда встречается еще название «Контролер»), третий – этико-интуитивный интроверт (ЭИИ), его принято называть «Достоевским» или «Гуманистом», и, наконец, четвертый – этико-сенсорный интроверт (ЭСИ) – носит наименование «Драйзер» или «Хранитель».

Ну и, наконец, последняя четверка ТИМов (иррациональные интроверты) выглядит в записи так:

  • T P
  • T E
  • S P
  • S E

Из них первый является интуитивно-логическим интровертом (ИЛИ) и носит в соционике название «Бальзак» или «Критик» (иногда можно встретить название «Эксперт»), второй – интуитивно-этический интроверт (ИЭИ) – называется «Есенин» или «Лирик» (среди первых учеников А.Аугустинавичюте этот ТИМ часто называют «Тутанхамон» – см., например, [16]), третий – сенсорно-логический интроверт (СЛИ) – называется «Габен» или «Мастер», и, наконец, последнего – сенсорно-этического интроверта (СЭИ) – принято называть «Дюма» или «Посредником».

Теперь в качестве примера простейшего анализа особенностей ТИМа попытаемся исследовать ТИМ ЛСЭ на основе модели Ю. Модель Ю для этого ТИМа будет выглядеть так:

P
S
T
R

Принцип построения модели Ю достаточно прост. На первой позиции этой модели расположена базовая функция, ее цвет показывает экстравертность или интровертность как самой этой функции, так и ТИМа. На второй позиции соответствующим символом записывается основная вспомогательная функция данного ТИМа. Как уже говорилось, она противоположна базовой функции как по параметру «экстраверсия – интроверсия» (а потому записывается значком другого цвета), так и по признаку «рациональность – иррациональность». Третья функция по обоим этим параметрам также противоположна первой, поэтому ее цвет такой же, как у второй, и она относится к той же группе из пары рациональных или иррациональных, что и вторая. На четвертой позиции записывается функция, определяемая Юнгом как подчиненная (в соционике – суггестивная) и, согласно описаным Юнгом особенностям, имеющая противоположную первой (наиболее дифференцированной и осознаваемой) функции «вертность» и относящаяся к той же группе рациональных или иррациональных, к которой относится и первая функция. Для ЛСЭ в первой позиции определена экстравертная рациональная функция S. Третья функция берется из той же пары (по рациональности или иррациональности), что и вторая, а четвертая – из той же, что и первая, и обе они по вертности противоположны первой, т.е. интровертны.

Базовой функцией данного ТИМа является деловая логика. Легко сделать вывод, что человек с таким ТИМом способен легче других проанализировать факты с точки зрения их полезности или целесообразности, разобраться в методиках, технологиях, экономических факторах, деловых качествах окружающих его людей и т.д., способен без больших трудностей освоить все эти направления человеческой деятельности на весьма высоком уровне. Более того, изначальное направление внимания именно на эти факторы обычно ведет к тому, что для человека с такой базовой функцией становится естественным быть постоянно погруженным в те или иные дела. Юнг писал про экстравертное мышление: «Так как это мышление ориентируется по объективно данному, то оно является прикованным к объекту, так, как если бы оно не могло существовать без внешнего ориентирования. Поэтому оно производит впечатление несвободы, а иногда близорукости, несмотря на всю его ловкость, которую оно проявляет в области, ограниченной объективно данным».

Благодаря базовой позиции деловой логики бездельничать для таких людей обычно непросто, поэтому именно среди них чаще всего встречаются так называемые трудоголики. Наверняка поговорка про то, что отдых есть смена рода деятельности, придумана именно людьми с этим ТИМом (и родственным ему ТИМом ЛИЭ, тоже имеющим в базовой позиции функцию деловой логики).

Творческая позиция сенсорики ощущений дает такому человеку разнообразные таланты в области обустройства всяческих форм уюта и комфорта (а при необходимости – и дискомфорта) для себя и окружающих его людей. Для окружающих даже в большей степени (не будем забывать, что речь в данном случае идет об экстраверте). Но важно отметить, что сенсорика ощущений – не главная, а вспомогательная функция у такого человека, а потому она служит в первую очередь тем делам, которые он полагает необходимыми. Скажем, такой человек не обязательно станет наводить чистоту на рабочем столе просто так, но подготовить удобный «плацдарм», приступая к работе за этим столом, ему обычно кажется совершенно необходимым условием успешности начинаемого дела. Женщина с таким ТИМом, как правило, рукодельница, прекрасно умеет готовить, но станет это делать не всегда и не для всех. Мужчина чаще всего прекрасно умеет мастерить (и обычно занимается этим не без удовольствия), но вряд ли станет делать это без практической необходимости, просто чтобы занять свободное время. Деятельность такого человека в каждый момент определяется практическим смыслом и практической же необходимостью (т.е. ценностями базовой функции, а не собственно творческой).

Третья функция в модели Ю этого ТИМа – интуиция времени (T). Отношения со временем у такого человека обычно довольно натянутые: он не переносит срыва намеченных планов, опозданий и вообще всяческой непунктуальности, переноса сроков, суеты. Если срыв сроков или опоздание происходит по его вине – обычно сильно переживает, хотя и вряд ли покажет свои переживания окружающим. Поэтому упрек за опоздание, поторапливание или непредвиденная задержка, особенно если она кажется ему умышленной, является для ЛСЭ стрессогенным фактором. Такое поведение партнера способно вывести ЛСЭ из себя, безотносительно ко всем остальным факторам их общения.

Четвертая функция, этика отношений (R), играет в этом ТИМе роль суггестивной. Это означает, что такой человек довольно легко внушается информацией, которая имеет прямое отношение к дружбе или вражде, любви или ненависти. Ему достаточно трудно разобраться в фактической стороне своих взаимоотношений с другими людьми, поэтому в этой сфере нередки ошибки. Такой человек способен «купиться» на лесть, иногда даже неприкрытую, может принять сплетню или прямую клевету по поводу отношения к нему кого-то из знакомых за истину и начать действовать в соответствии с намерениями клеветника. Пример такого события прекрасно изобразил В.Шекспир в своей трагедии «Отелло»: главный герой его произведения, по моей оценке, как раз имел ТИМ ЛСЭ. И не случайно кто-то из великих актеров сказал про этого шекспировского героя: «Отелло не ревнив, он доверчив». С соционической точки зрения это абсолютно справедливо.

 
© 2005 Кривошеев Е.М.