Соционика глазами психолога. Авторский проект Ефима Михайловича Кривошеева

9.1. Экстраверты и интроверты

Мы будем рассматривать признаки Рейнина в той последовательности, в которой они располагаются в данной таблице. Поэтому первым поговорим о признаке «экстравертные – интровертные». Тех читателей, которые хотят получить наиболее полное понимание этого признака, отошлю к уже упоминавшемуся фундаментальному труду К.-Г.Юнга «Психологические типы», в котором он очень подробно описал особенности экстравертной и интровертной установок сознания. Здесь же я заострю внимание читателя лишь на наиболее существенном, на мой взгляд, моменте, относящемся к обсуждаемой теме. Как уже говорилось, внимание экстраверта направлено преимущественно на объекты внешнего мира. Тем самым обусловлена довольно характерная для экстраверта особенность: ему несложно безошибочно воспринимать внешние проявления других людей (например, поведенческие), но достаточно трудно понять, каково внутреннее отношение наблюдаемого человека к этим проявлениям, т.е. его мотивацию. Отсюда нередко возникают попытки «поставить себя на место другого», чтобы понять его. При этом не учитывается, что этот самый «другой» именно другой, т.е. отличающийся от пытающегося понять его человека. А потому «другому» автоматически приписываются те мотивации, к которым склонен сам наблюдатель. Этот механизм в психологии называется проекцией. Следовательно, можно говорить о более проективном характере представлений экстраверта по отношению к мотивациям других людей, чем это можно сказать о воззрениях интроверта. У интроверта, в свою очередь, проективность будет в большей степени относиться к поступкам человека, а не к его мотивациям.

Вторая характерная особенность экстравертов, обусловленная тем же фактором, заключается в том, что им труднее, чем интровертам, понять собственное, глубоко личное, внутреннее отношение к наблюдаемым внешним проявлениям другого человека, а потому экстраверт обычно склонен принимать за собственное то отношение, которое является общепринятым в его окружении, т.е. он в большей степени, нежели интроверт, склонен проявлять в этой сфере конформистские тенденции.

Некоторые экстравертные ТИМы (это относится прежде всего к ИЛЭ и ИЭЭ) с трудом способны ощутить собственную реальность; иногда у них может даже возникать ощущение, которое можно было бы выразить фразой: «Мир, конечно, существует, но есть ли в нем я – большой вопрос». У ИЛЭ и ИЭЭ это связано, в частности, с тем, что функция R , может возникать впечатление, что у них нет никаких особых личных отношений к другим людям, что их отношения с самыми разными людьми совершенно одинаковы – например, что они всех любят или что все любят (в других случаях – ненавидят) их. Соответственно, носители этих ТИМов нереалистичны по отношению к своим взаимоотношениям с людьми. Такая же нереалистичность присутствует и у любого другого экстравертного ТИМа, разница лишь в том, какая область психики наиболее «отсечена» от реальности из-за ее слабости и недифференцированности. К.Юнг по этому поводу писал, что «опасность для экстраверта заключается в том, что он вовлекается в объекты и совершенно теряет в них себя самого».

Интроверт, согласно Юнгу, «отличается от экстравертного тем, что он ориентируется преимущественно не на объект и не на объективно данном, как экстравертный, а на субъективных факторах» [1]. Тем самым интроверт склонен к невнимательному отношению к реальным (например, поведенческим) проявлениям окружающих его людей и, соответственно, проекциям по этому поводу: он может пытаться прогнозировать поведение окружающих на основании собственных поведенческих склонностей..

Интроверту трудно понять истинное эмоциональное состояние окружающих (ЛИИ и ЛСИ – из-за P, которая и предопределяет область их наибольшей нереалистичности), поэтому какждый из интровертных ТИМов склонен также к проекциям по поводу соответствующих аспектов Юнг писал по поводу интровертной установки: «преобладание субъективного фактора в сознании означает недооценку объективного фактора. Объект не имеет того значения, которое ему, собственно, полагалось бы иметь. Подобно тому, как в экстравертной установке объект играет слишком большую роль, так в интровертной установке он не имеет достаточного голоса» [1].

Из всего сказанного выше следует, что данный признак Рейнина легче всего заметить по преобладающей направленности человека непосредственно на внешние объекты или на свое субъективное мнение, ощущение (сенсорно-чувственное или интуитивное) по поводу этих объектов, личное к ним отношение. А.Аугустинавичюте включила в свое определение интроверсии лишь последнее (то есть отношение), упустив из вида другие варианты проявления данного полюса признака «экстраверсия-интроверсия», и эту ошибку вслед за ней, к сожалению, продолжают повторять многие авторы книг по соционике.

 
© 2005 Кривошеев Е.М.