Соционика глазами психолога. Авторский проект Ефима Михайловича Кривошеева

6.6. Тождественные отношения

Тождественные отношения, или отношения между двумя одинаковыми ТИМами, характеризуются полным совпадением всех позиций психологических функций. Таким образом, у подобной пары одинаковы как сильные функции, так и слабые. Поэтому такого партнера очень легко понимать – ведь его склонности, как и его проблемы, носят «знакомый» характер. Очень часто мысли и чувства партнера можно почти безошибочно предвидеть, даже когда он еще никак не успел отреагировать на возникшую ситуацию – ведь и воспринимающий в подобной ситуации отреагировал бы, скорее всего, достаточно похожим образом. Следует напомнить, что речь идет лишь о способе реагирования, т.к. психологическая, а не соционическая, разница – в воспитании, образовании, личном опыте и многом другом – может быть настолько большой, что конкретные реакции  окажутся внешне совершенно непохожими.

У этих отношений есть важная особенность: у тождественного партнера очень легко учиться по аспектам его сильных функций. Особенно если учесть, что язык такого партнера  легко понять – он использует приблизительно такую же семантику речи, и само значение используемых слов у него тоже очень похожее. Когда-то А.Аугустинавичюте заметила, что тождественный партнер – лучший учитель, а дуальный – лучший воспитатель. И это действительно так: тождественный партнер, имеющий превосходящие знания и опыт в области своих сильных функций, позволяет реализовывать тот потенциал, который имеется по этим функциям у менее опытного партнера, тем самым обучая его эффективно ими пользоваться. Дуальный же партнер не способен помочь в этом, потому что у него сильные функции совершенно другие, однако он естественным образом со своих сильных функций оказывает поддержку по тем аспектам, которые у другого партнера слабы. В результате этого в присутствии дуала, как правило, возникает чувство защищенности и благодарности, желание откликнуться на ответную просьбу. Тождественные отношения, таким образом, очень продуктивны для обучения. Однако у них имеется еще одна особенность, из-за которой такие отношения нередко бывают ограничены в своей долговременности. Эта особенность заключается в том, что интерес к тождественному партнеру существует только до тех пор, пока у него есть чему учиться. Когда же опыт и знания партнеров становятся приблизительно одинаковыми, этот интерес угасает. В таких случаях тождественные партнеры нередко расстаются – даже если между ними существуют брачные отношения. Правда, расставание чаще всего происходит спокойно, без чрезмерных стрессов. Кроме того, потери интереса  можно избежать, если  постоянно совершенствовать себя, непрестанно учиться и набирать опыт. К сожалению, большинство людей склонно останавливаться в своем развитии, а потому описанный выше негативный сценарий довольно типичен для тождественных интертипных отношений. Следует сказать, что эти отношения весьма благоприятны для ребенка, если они связывают его с одним из родителей. Идеальный вариант – если с другим родителем существуют отношения полного дополнения. Однако для этого необходимо, чтобы родителей связывали отношения полного дополнения (дуальные). К сожалению, в условиях такого мегаполиса, как Москва, в которой проходила большая часть моих соционических наблюдений, дуальные браки встречаются не слишком часто. Несколько чаще мне приходилось встречать такие браки в сельской местности. Возможно, причина этого кроется в том, что в деревенских условиях мальчики и девочки в течение многих лет имеют возможность тесно общаться и хорошо узнать друг друга задолго до наступления брачного возраста, а потому  выбор наиболее комфортных отношений с будущим супругом происходит чаще.

 
© 2005 Кривошеев Е.М.