Соционика глазами психолога. Авторский проект Ефима Михайловича Кривошеева

10.2 Профклубы

Теперь перейдем к другим группам, некоторые из которых описаны В.В.Гуленко. Одна из предложенных им классификаций групп предполагает деление всех ТИМов на клубы по профессиям, или профклубы. Для выделения профклубов весь социон, т.е. все 16 ТИМов, был разбит на 4 равновеликие группы по двум осям: сенсорика-интуиция и этика-логика. В.В.Гуленко вполне обоснованно предположил, что сенсорикам легче даются те сферы деятельности, в которых необходимо: уметь хорошо чувствовать свойства материала, с которым человек работает, безошибочно воспринимать человеческие ощущения, адекватно ситуации проявлять собственные волевые качества и оценивать таковые у окружающих, чувствовать параметры, которые в последнее время относят к так называемому «качеству жизни» и т.п. Интуитивные ТИМы более естественно чувствуют себя в  ситуациях, в которых требуется способность придумывать, открывать новое, и доносить интуитивно найденное до окружающих.

При этом следует учитывать, что поиск нового интуитивные ТИМы ведут в той области, к которой тяготеет другая функция блока Эго конретного ТИМа: этики – в области человеческих качеств и взаимоотношений, а логики – в области, связанной с природными явлениями или научно-технической сферой человеческой деятельности. Причина этого в том, что логикам легче дается работа, имеющая отношение к природе или технике, а этикам – все связанное с самого разного рода человеческим общением. В результате получаем разбивку всех ТИМов по двум осям:

Сенсорика
Социальная сфера деятельности:
сервис, медицина, досуг, социальное обеспечение и т.п.
Производственно-технологическая и управленческая сфера деятельности:
промышленность, финансы, военное дело и т.п.
Этика Логика
Художественно-гуманитарная сфера деятельности:
искусство, литература, психология, public relation, разработка рекламы, моделей одежды и т.п.
Научно-исследовательская сфера деятельности:
аналитическая, изобретательская работа в самых разных областях, точные науки, системный анализ, учебно-воспитательная работа, программирование, преподавание точных дисциплин.
Интуиция

Упоминавшийся выше украинский соционик А.А.Овчаров, некоторое время тесно сотрудничавший с В.В.Гуленко, предложил для ТИМов, расположенных в тех или иных квадрантах этой схемы, названия по типам мышления, ориентируясь на классификацию типов профессий Е.А.Климова. А.А.Овчаров предположил (на мой взгляд, вполне обоснованно), что сенсорно-логические ТИМы имеют так называемый «производственно-технологический» тип мышления. В климовской классификации они приблизительно соответствуют группам профессий «человек-природа» и «человек-техника». Сенсорно-этические ТИМы, по Овчарову, имеют социальный тип мышления. По Е.А.Климову им можно поставить в соответствие группу профессий «человек-человек». Интуитивно-логическим ТИМам предложено установить соответствие с концептуальным типом мышления, что довольно близко к группе профессий «человек-знак». И наконец, у интуитивно-этических ТИМов предполагается наличие эстетического типа мышления. Эта группа соответствует в классификации Е.А.Климова профессиям «человек-художественный образ».

Тип мышления, присущий каждому из профклубов, обычно бывает достаточно легко обнаружить в результате диагностического интервью (а нередко и при обычном общении). Хотя здесь следует учесть, что реальная профессиональная подготовка того или иного человека, если она не совпадает с врожденной предрасположенностью, и особенно если у него имеется достаточно большой профессиональный опыт, может вносить довольно серьезную путаницу в процесс обнаружения принадлежности его ТИМа к тому или иному профклубу.

В.В.Гуленко, описывая в книге «Юнг в школе. Соционика – межвозрастной педагогике» [37] профклубы, охарактеризовал каждый из них. Про представителей клуба управленцев (сенсорно-логические ТИМы) он писал, что «…они тверды и организованны в работе, реалисты во взглядах и поступках … Отвергают всякого рода фантазии. Реализм управленцев дополняется отчетливо выраженным прагматизмом. Увлекаются управленцы обычно тем, что предметно, физически ощутимо. Обычно это техника, активный отдых, спорт».

В самых общих чертах с такой характеристикой можно согласиться, если не забывать, что интересы конкретного человека определяются не только (а может быть, и не столько) его ТИМом, но и личной историей, а потому могут и отличаться от данного описания. Но общая тенденция в сторону подобных предпочтений у представителей этого клуба чаще всего действительно присутствует.

В другой книге того же автора [38] говорится, что управленцы «проявляют на работе твердость и организованность… управленческий стиль предполагает реалистичность взглядов и поступков». Учитывая, что в эту группу входят исключительно сенсорики, не слишком склонные к присущим интуитивным ТИМам озарениям, а иной раз и фантазиям, но зато хорошо замечающие окружающую реальность во всех ее проявлениях, да к тому же обладающие логическим складом мышления, с этим трудно не согласиться.

Профклуб социалов (сенсорно-этические ТИМы) описан в книге «Юнг в школе» [37] следующим образом: «Настроены на неформальные связи, радости жизни. Прекрасно чувствуют повседневные нужды людей. Настроены на групповое взаимодействие, удовлетворение текущих физических потребностей человека – в еде, здоровье, общении и т.п. Социальная заботливость – их характерная черта. Социалы в силу своего коллективистского духа нередко тянутся друг к другу, создают теплые компании, где отдаются страсти душевного общения. Они очень демократичны по своей природе (напомню, что к социалам относятся ЭСЭ, СЭИ, СЭЭ и ЭСИ, а все эти ТИМы обладают признаком «демократизм» – Е.К.), неплохо чувствуют житейскую ситуацию. … Житейские радости и уютное обустройство в этом мире – вот те формы, в которые облекается их социальная активность».

По поводу данного описания особенностей социалов можно сказать то же самое, что говорилось по поводу предыдущего профклуба. А именно, что такие склонности у них действительно имеются, но в каждом конкретном случае надо учитывать, помимо соционического, еще и психологический фактор, который может на эти тенденции весьма сильно повлиять. Следует сказать и о том, что у интровертных ТИМов из этого клуба далеко не всегда имеется тяга к групповому общению, чаще, пожалуй, к взаимодействию в паре.

В уже упоминавшейся книге «Структурно-функциональная соционика» [38] В.В.Гуленко несколько скорректировал эту неточность, уточнив, что «…направленность в смысле «общественное выше личного» у социалов уходит на задний план. Вся их деловитость ограничивается как раз кругом родни и хороших друзей. Они больше других типов ценят семью, домашний очаг. Чувственное для социалов стоит выше идеалистического, поэтому они редко попадают в категорию приверженцев платонической любви. Житейские радости и уютное обустройство в этом мире – вот те формы, в которые облекается их социальная активность». С этим описанием можно было бы вполне согласиться, если забыть, что среди членов этого клуба присутствуют два экстравертных ТИМа – ЭСЭ и СЭЭ. А носителям этих ТИМов нередко бывает тесновато в кругу семьи, они-то как раз зачастую склонны проявлять заботу по отношению к весьма широкому кругу друзей, приятелей и даже просто знакомых.

Про профклуб гуманитариев в [37] В.В.Гуленко пишет, что «…им свойственен особый психологизм и способность сопереживать человеческому горю. Причем страдают гуманитарии не столько по поводу конкретного человека, сколько по поводу общечеловеческих проблем. Отсюда вытекают их нравственно-мировоззренческие искания, сомнения и колебания. … Интуитивность делает гуманитариев возвышенными, мечтательными людьми, а этичность – эмоциональными, тонко переживающими личностями».

Следует напомнить, что термин «этичность» здесь нужно понимать в соционическом плане, т.е. как наличие в блоке Эго либо функции R.

Преимущественная направленность переживаний гуманитариев на общечеловеческие вопросы, проблемы и ценности связана с тем, что все четыре «гуманитарных» ТИМа относятся к аристократическим, и для них поэтому изначально важна принадлежность к некоему сообществу. Однако это не означает, что представители данной группы мало сочувствуют конкретному человеку – просто у них есть склонность замечать общие тенденции человеческих взаимоотношений и наделять их особым значением.

В.В.Гуленко указывает по поводу представителей клуба гуманитариев: «Это люди страдальческого стиля: их мысли направлены на несовершенство жизни, печальную судьбу талантливых людей, поиски совершенства и душевной гармонии. Гуманитариев вы отличите по особому душевному настрою, связанному с переживанием человеческих несовершенств. Все они в той или иной степени пессимисты, хотя и пытаются заглушить в себе тревожные предчувствия».

Мне представляется, что сказанное относится не ко всем ТИМам, входящим в данный клуб. Во-первых, к страдальческим (иначе – жертвенным, или виктимным), сам же В.В.Гуленко в своей статье «Жизненные сценарии. От этических чувств к сенсорным влечениям» [39] относит лишь два из этих ТИМов – ЭИЭ и ИЭИ (наряду с двумя ТИМами из еще не рассмотренного нами клуба сайентистов – ЛИЭ и ИЛИ). Два же других «гуманитарных» ТИМа (ИЭЭ и ЭИИ) он вкупе с двумя оставшимися представителями клуба сайентистов классифицирует как инфантильных. Во-вторых, лишь ЭИЭ и ИЭЭ имеют признак «негативизм», который ведет к подчеркнутой внимательности к негативным аспектам информации, а потому в ряде случаев может вести и к пессимистическим ожиданиям. В то же время ИЭИ и ЭИИ как позитивистам более свойственно замечать позитивные, а не негативные явления, а потому они с определенной вероятностью могут иметь несколько большую склонность к оптимизму, нежели ЭИЭ и ИЭЭ. Поэтому я не считаю, что представителей клуба гуманитариев действительно роднит друг с другом страдальческий стиль или пессимизм – скорее такие склонности могут появиться у конкретных людей из-за каких-то определенных психологических проблем, встретившихся в их жизни и до конца не разрешенных. Можно вспомнить и о характеристике, которую дал одному из этих ТИМов Р.К.Седых. В [22] он писал, что ИЭИ «пророк оптимистичный, видящий будущее светлым и показывающий, как к этому светлому будущему стремиться». По поводу же другого ТИМа, принадлежащего к клубу гуманитариев, Р.К.Седых вполне обоснованно указывает, что ЭИИ «хорошо представляет себе развитие отношений между людьми, то хорошее, что сулит будущее. Ему нравится играть роль доброго пророка и помогать осуществляться своим пророчествам». Мой личный опыт взаимодействия с самыми различными носителями этого ТИМа подтверждает сказанное Р.К.Седых. Мне представляется, что приписывать людям с такими характеристиками склонность к пессимизму или страдальческому настрою в общем случае не совсем правомерно.

Клуб сайентистов, включающий в себя четыре интуитивно-логических ТИМа, описывается В.В.Гуленко следующим образом: «Сайентиста среди других людей вы отличите по его стремлению заниматься тем, что не познано, необычно, пусть оно и не обещает ощутимой отдачи в будущем». Стоит заметить, что такой настрой свойственен представителя этого клуба в явно неодинаковой степени. Наиболее заметен он у ИЛЭ и ЛИИ и намного слабее проявляется у ЛИЭ и ИЛИ. Дело в том, что склонность к подобным предпочтениям сильно зависит от двух соционически обусловленных факторов. Усиливает эту тенденцию наличие в блоке Эго функции ), а осознанная опора на функцию P ведет к противоположному эффекту. Кроме того, достаточно существенное влияние на действительно значимый в мотивации таких людей поисково-исследовательский фактор оказывает и принадлежность к тому или иному кольцу социального прогресса. Мы уже рассматривали, как проявляется наличие у ТИМа признака «правый» или «левый», поэтому понятно, что у «левых» ТИМов настрой на получение конкретного результата имеет преобладающее значение. Отсюда эта градация в проявлении описанных В.В.Гуленко особенностей представителей данного профклуба.

Далее, этот автор пишет: «Присутствие прагматизма и «житейской мудрости» несовместимо с установкой на фундаментальную науку. … Сайентисту присуще желание экспериментировать и нежелание пользоваться проверенными, хорошо отработанными методами. … Его привлекают общие принципы, а не их конкретное применение. … Другой надежный признак сайентистов – их житейская непрактичность, игнорирование бытовой, социальной стороны жизни. … Представители этой установки не уважают иерархии, регалий, авторитетов».

В этой цитате присутствует несколько достаточно спорных утверждений. Скажем, заявление об установке всех представителей сайентистского профклуба на фундаментальную науку мне не кажется обоснованным. Подобный настрой присущ лишь двум их четырех рассматриваемых ТИМов: ИЛЭ и ЛИИ. Склонности ЛИЭ и ИЛИ в большей степени определяются присутствием в их Эго-блоке функции P, которая нередко реализует свой потенциал либо в прикладных, а не в фундаментальных, областях научной деятельности, либо и вовсе в не связанной напрямую с наукой сфере, в частности, в технической стороне самых разных профессий или, например, в бизнесе.

На том же основании следует критически отнестись к утверждению о «нежелании пользоваться проверенными, хорошо отработанными методами» у ЛИЭ и ИЛИ, хотя оно отчасти справедливо по отношению к ЛИИ (даже несмотря на рациональность этого ТИМа) и, как правило, вполне подтверждается по отношению к ИЛЭ. То же можно сказать и о непрактичности: поскольку это понятие относится к области деловой логики (P), непрактичность не слишком часто соответствует характеру реальных носителей ТИМа ИЛИ и особенно ЛИЭ.       

По поводу отсутствия уважения к иерархии и авторитетам хотелось бы уточнить: эти факторы для представителей сайентистского клуба просто не значимы, а потому, хотя уважение к ним действительно отсутствует, но и о неуважении тоже говорить было бы неверно – уж скорее о безразличии к ним. Связана такая особенность с тем, что все сайентистские ТИМы обладают признаком «демократизм», который уже был рассмотрен выше. Для всех демократических ТИМов (в том числе и принадлежащих к сайентистскому клубу) авторитетность существует не сама по себе, а относится к степени владения конкретным предметом обсуждения. Поэтому «авторитет» для сайентистов меняется ситуативно.

 
© 2005 Кривошеев Е.М.