Соционика глазами психолога. Авторский проект Ефима Михайловича Кривошеева

Некоторые размышления об интегральном типе России.

Мой родной город – Москва. В течение последних лет мне пришлось довольно много поездить по городам Центральной России и Поволжья, к тому же я немало общался с уроженцами этих городов, а в прошлом и позапрошлом годах после долгого перерыва побывал в Санкт-Петербурге и его окрестностях, а также в Севастополе и некоторых городах Донбасса. Ранее я многократно бывал и в этих, и во многих других городах России и Украины. Данная статья является итогом моих наблюдений по поводу соционических особенностей населения этих территорий, позволивших мне сделать неожиданный на первый взгляд вывод об интегральном типе (ИТИМе) России и выдвинуть вполне, на мой взгляд, работоспособную гипотезу об ИТИМах разных частей Украины.

Наиболее подробно я попробую рассказать о своих наблюдениях о Северо-Западе России (прежде всего Санкт-Петербурге) и вытекающих из этих наблюдений соображениях. Подробный анализ других местностей я опущу, чтобы не перегружать статью, изложу лишь свои выводы, следующие из этого анализа.

В Санкт-Петербурге я бывал и раньше, причем часто и подолгу. Но было это давно, когда этот город еще назывался Ленинградом. С соционикой я тогда знаком не был, а потому совершенно не замечал того, что в этот раз просто бросилось мне в глаза. Поскольку в этот раз я приехал в Питер на автомобиле, то в первую очередь отметил некоторые особенности тамошнего автомобильного движения, непривычные для московского водителя. Таких особенностей довольно много, и все они дают основания считать питерских водителей более дисциплинированными, более точно и последовательно соблюдающими правила дорожного движения, чем это принято в Москве.

Сразу скажу, что московский ИТИм я отношу к ТИМу СЛЭ, и московское дорожное движение вполне соответствует характеру этого ТИМа: если в какой-то дорожной ситуации водитель может «немножко нарушить» правила, не создавая (с его субъективной точки зрения) реальной опасности на дороге, и остаться безнаказанным, то в целом ряде случаев он так и поступит. Это, например, относится к повороту на уже погасшую «стрелку» светофора, если поворот не помешает другим машинам и пешеходам (а иной раз и несмотря на такие помехи – это уже зависит от воспитанности водителя), к остановке на запрещающий сигнал светофора с выездом за стоп-линию, к пропусканию (или непропусканию) переходящих дорогу пешеходов и к целому ряду других подобных ситуаций. На петербургских улицах подобное поведение водителей встречается многократно реже, причем частенько другие водители выражают нарушителю свое возмущение звуковыми сигналами. Предвижу возражения питерских водителей и пешеходов, которые наверняка могут привести не единичные примеры таких (и других) нарушений. Я говорю именно о правиле, а не об исключениях, которые наверняка имеют место. Мне тоже встречались в Питере самые разные нарушения правил дорожного движения, в том числе и из ряда мной перечисленных, но по сравнению с Москвой меня просто поразило, насколько меньше я их наблюдал за 10 дней, проведенных на петербургских улицах.

В это свое посещение Санкт-Петербурга я обратил особое внимание на то, насколько «в линеечку» выстроены дома в центральных районах города, как точно соблюдена «красная линия» даже на набережных, повторяющих направление извилистых русел рек и каналов, не говоря уже о знаменитой «небесной линии», положенной в основу Санкт-Петербургского градостроительства (см., например, http://www.spbmuseum.ru/exhibits_and_exhibitions/93/3656/). Даже планировка линий (улиц) Васильевского острова, просто пронумерованных по порядку, наводит на мысль о положенной в основу планирования города еще при его изначальном строительстве структурной логике. Примечательно, что единственное исключение в этом ряду – название идущей наискосок по отношению к остальным улицы Косая линия - намекает на особенности юмора, присущего второй квадре, и особенно ЛСИ.

Среди прохожих на улицах города больше других выделяются своей хозяйской статью именно люди с ТИМом ЛСИ, а уж насколько шикарно выглядят на улицах Петербурга дуалы этого ТИМа, ЭИЭ, как дамы, так и мужчины – об этом можно писать отдельную статью. А вот как раз привычная яркость таких ТИМов, как ИЭЭ, в Питере почти отсутствует – там даже юные девушки с этим ТИМом чаще всего соблюдают строгую цветовую гамму, что в Центральной России встречается крайне редко.

При этом в городе очень хорошо организовано питание, ухоженные дворы, скверы, парки, что говорит не только о заботе власти и горожан о своем городе, но, с точки зрения соционики, и о сенсорном ИТИМе петербуржцев.

Все это (и многое другое мною увиденное: я не хочу перегружать статью описанием мелких наблюдений, поскольку полагаю, что и без них описанное мной вполне характеризует интегральный ТИМ города на Неве) позволило мне сделать вывод о ЛСИшном ИТИМе Санкт-Петербурга.

Дальнейшие мои наблюдения, а также опрос целого ряда уроженцев городов российского Северо-Запада, показали, что такой же ИТИМ имеют и другие города этой части России: Кронштадт, Выборг, Новгород Великий, Псков, Мурманск.

И когда я посмотрел на некоторые другие поразившие меня особенности городской жизни с позиции именно этого интегрального ТИМа, оказалось, что все они как раз с этой позиции легко объяснимы. Ниже я расскажу о некоторых из этих особенностей.

Например, меня очень удивило, что в сфере обслуживания (уборщицы, дворники, официанты в кафе и барах, причем не только в туристическом Центре, но и на окраинах) в заметном большинстве оказывались ИЛЭ и (реже) ИЭЭ. В Москве я привык видеть на подобной работе девушек и молодых людей с сенсорными ТИМами (чаще всего СЭИ, ЭСЭ, ЭСИ, СЛИ, хотя и ИЭЭ среди них встречаются, и ЛИЭ, и ЛСЭ), а вот официантка-ИЛЭ в Москве встретится вам многократно реже.

Складывается впечатление, что в городе с ЛСИшным интегральным ТИМом довольно большой процент жителей с ТИМом ИЛЭ вытесняется в сферы, в которых для этого ТИМа слишком мало привлекательности. Ведь ИЛЭ «заточены» на серьезную исследовательскую деятельность (не только научную), они бывают довольны жизнью лишь тогда, когда востребована их тяга к поиску нового, к изобретательству, к решению никем до них не решенных проблем, когда их мощная структурная логика плотно загружена по-настоящему трудными и интересными задачами, и при этом для них важна дружеская творческая обстановка, отсутствие склок, сплетен и интриг. Если же люди с этим ТИМом не находят достойного приложения своим способностям, они обычно начинают бунтовать (как поступают в подобных обстоятельствах и остальные 3 «рыцарских» ТИМа, то есть ИЭЭ, ЛИЭ и ЭИЭ). Для ИЛЭ ЛСИшные порядки (стабильность, строгая дисциплина, непреложность общепринятых правил, тем более законов, нелюбовь ко всяческим экспромтам и неожиданностям, связанная с ЛСИшным аристократизмом иерархичность в отношениях и т.д.) очень дискомфортны. А если учесть, что родоначальница соционики не случайно присвоила ИЛЭ наименование «Дон Кихот» (она ведь и сама была носительницей этого ТИМа и хорошо знала его «изнутри»), то понятно и другое: когда окружающая обстановка ИЛЭ не устраивает (и не важно, не устраивает ли действительно или это ему только кажется), он «вооружается» и идет в атаку на «злых великанов», даже если роль великанов исполняют всего лишь ветряные мельницы. А уж если, как в Санкт-Петербурге, обстановка действительно ЛСИшная, то она для ИЛЭ дискомфортна по умолчанию, что по умолчанию же порождает бунт многих носителей этого ТИМа.

Вероятно, именно этим обусловлено то обстоятельство, что многочисленные бунты образованной молодежи в столице Российской империи зачиналось именно носителями ИЛЭшного ТИМа. Легко проследить эту тенденцию, начиная по крайней мере с декабристов (среди которых ИЛЭ было очень много - по моим прикидкам, не менее половины) и продолжая Герценом, Добролюбовым, Огаревым, Чернышевским. Этот же ТИМ составлял весьма значительную часть народовольцев (включая Николая Кибальчича, Веру Засулич и даже Александра Ульянова, старшего брата будущего организатора социалистической революции в России).

Видимо, по этой же причине сейчас именно в Питере (если не говорить о Москве) создалась наиболее многочисленная группировка противников нынешней российской власти, среди которых тоже очень высокий процент составляют носители ТИМа ИЛЭ.

Изложенные в данной статье наблюдения и предварительные выводы из них позволяют мне выдвинуть гипотезу о том, когда и каким образом происходило формирование интегрального ТИМа России. Учитывая, что постепенное «сколачивание» русских княжеств в единое государство с центром в Москве происходило в основном в 13-15 веках, а также то, что борьба за Великий стол шла в основном между властителями княжеств, расположенных в центре русских земель (прежде всего это Тверь, Суздаль, Москва, в меньшей степени Рязань), а «окраинные» княжества вынуждены были постоянно держать оборону против набегов Орды (с востока и юга), Литвы (с запада и северо-запада), Тевтонского ордена, шведов и т.д. (с северо-запада), можно предположить, что центральные княжества сформировали весьма активный и воинственный по своему характеру народ, умеющий, однако, не только воевать, но и договариваться между собой (что примерно соответствует «уступчивому» ТИМу СЛЭ), а окраинные, то есть пограничные, княжества формировали в своих жителях стойкость в трудных жизненных обстоятельствах и защите своих рубежей, упорство и даже упрямство и в труде, и в бою, приверженность порядкам и правилам жизни, идущим от предков (что особенно характерно для ТИМа ЛСИ).

Поскольку мои наблюдения дают именно такую картину распределения интегральных ТИМов европейской России, то у меня уже не осталось сомнений в наличие на этих территориях двух основных ИТИМов: СЛЭшного в центре (Москва и ближайшие к ней области) и ЛСИшного по периметру (все бывшие владения Господина Великого Новгорода и его «побратима» Пскова, включая весь русский Север до Урала;, все Среднее и Нижнее Поволжье, все без исключения области казачьих войск, а также пограничье с Белоруссией и Прибалтикой). Наличие интровертного ИТИМа окраинных земель великокняжеской Руси обуславливало, вероятно, отсутствие значительной экспансии на соседние государства, а упрямый сенсорный характер этого ИТИМа обуславливал надежную защиту собственных границ жителями, населявшими русское пограничье со времен его становления единым народом (то есть приблизительно с конца 14 века).

В то же время обычно как язык того или иного народа определяется языковыми нормами его столицы, так и культура народа может быть определена по культуре его столицы. Поэтому интегральный ТИМ русского народа (а с моей точки зрения именно это и есть тип культуры) имеет характер СЛЭ.

Поэтому правильным, на мой взгляд, будет вывод об интегральном ТИМе русского народа СЛЭ. При этом по периметру Европейской части России располагается население с интегральным ТИМом ЛСИ, «зеркальным» по отношению к «столичному» (и окружающих столицу областей) ИТИМу. Возможно, эта разница (в числе других факторов) в какой-то степени добавляет критичности в отношении к москвичам в других регионах страны.

Должен сказать, что у меня недостаточно данных, чтобы судить о типных особенностях части России, расположенной восточнее Волги (Урал, Сибирь, Дальний Восток, Приморье), поэтому я вынужден пока исключить их из своих исследований. Был бы благодарен читателям статьи, хорошо знакомым с соционикой и живущих в разных регионах азиатской части России за сообщения об их наблюдениях об интегральном ТИМе разных восточных регионов страны.

Попутно скажу несколько слов о своих наблюдениях по поводу ИТИМа (вернее, ИТИМов) Украины. Мне в свое время довелось немало поездить по разным регионам тогда еще УССР, да и в последние годы я несколько раз побывал в Крыму и Донбассе. В результате анализа этих поездок и многочисленных обсуждений со знакомыми с соционикой жителями Украины у меня сложилось мнение об ИТИМах как целого ряда украинских городов, так и ИТИМах целых регионов Украины. Так, восточно-украинский ИТИМ (той части Украины, которая раньше называлась Малороссией) я бы определил как СЭИ. Шахтерские города Донбасса имеют, по моим наблюдениям, ИТИМ СЛИ (хотя сельское население и там скорее СЭИшное, чем СЛИшное). Крым, как и Новороссия, скорее имеет СЛЭшный характер. Западные же области Украины (Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская, возможно, и соседние с ними) имеют ИТИМ ЭСИ. При этом отдельные города имеют другие ИТИМы: Киев – ЛИЭ, Харьков – ИЛЭ, Запорожье – СЛИ, Северодонецк – СЭИ, Севастополь и Симферополь – СЛЭ. У меня недостаточно данных о характере культуры северных областей Украины (в частности, Черниговской), ИТИМ которой, кажется, отличен как от ИТИМа Малороссии и Новороссии, так и от ИТИМа Западной Украины (Галиции, Волыни и ближайших к ним областей).

Пока у меня сложилось достаточно отчетливое убеждение, что бОльшая часть Восточной Украины объединена интегральным ТИМом СЭИ, а Западной – ЭСИ. Приняв эту версию в качестве рабочей, легко увидеть истоки в том числе и политического противостояния Западной и Восточной частей Украины, особенно заметной в последние годы (начиная с так называемой «оранжевой революции»).

Дело в том, что большинство организаторов «оранжевой революции» относятся к ТИМу ЛИЭ (Джек Лондон), включая ее непосредственных руководителей В.Ющенко и Ю.Тимошенко, как и подавляющее большинство их ближайших сподвижников. Да и методология «цветных революций», созданная американскими специалистами и проверенная на многих народах (Югославия, Грузия, Молдавия и т.д.), разработана по ЛИЭшным «лекалам». Результат можно было предсказать заранее, еще до всяческих «майданов» в Киеве: ЭСИшная Западная Украина с восторгом принимает эти методики и почти в едином порыве идет за лидерами-ЛИЭ, а Восточная принимает и методики, и лидеров с этим ТИМом прямо-таки «в штыки», что сглаживается лишь традиционным безразличием СЭИ к напрямую не затрагивающим этот ТИМ событиям (это типичное для Восточной Украины отношение прекрасно выражено в украинской поговорке «моя хата с краю»). Чтобы такое безразличие у СЭИ исчезло и этот ТИМ всерьез поднялся на борьбу за свои интересы, сначала он должен почувствовать серьезное покушение на эти свои интересы (прежде всего имущественные), а пока он может сносно существовать в своей «хате с краю», все остальное ему не слишком интересно – разве что как тема для сплетен и пересудов.

Отдельно следует сказать о столице Украины, Киеве. Как я уже писал, Киев производит на меня ЛИЭшное впечатление, отсюда если не всеобщая поддержка «оранжевых» деятелей, то, по крайней мере, понимание и отсутствие сильного неприятия их «средним киевлянином».

Напоминаю, что я пишу о чисто соционических аспектах событий последнего десятилетия на Украине, и не рассматриваю ни экономических, ни политических, ни каких-либо еще факторов. С этой точки зрения нынешняя украинская ситуация для меня выглядит примерно таким образом: ЭСИшная, то есть Западная, часть этой страны продолжает массово верить в «светлые идеалы» ЛИЭшных лидеров вроде Ю.Тимошенко, а Восточная, СЭИшная, в значительной части живет по уже процитированному мной принципу: «пока власть на мой хутор особо не лезет, моя хата с краю».

Возвращаясь к разговору об ИТИМе России и о ее гражданах с ТИМом ИЛЭ, хочу обратить внимание вот на какой аспект. ИЛЭ чаще других ТИМов стоят у истоков самых разных наук и искусств, изобретений и вообще всякого новаторства. Я мог бы перечислить чуть ли не сотни научных школ или направлений самых разных видов искусства, созданных носителями этого ТИМа, мог бы назвать множество важнейших изобретений, сделанных ИЛЭ, но я не стану этого делать. Выскажу лишь утверждение, что без участия этого ТИМа Россия не сможет воссоздать свой научный и культурный потенциал, что на данном историческом этапе ей совершенно необходимо (не случайно эти вопросы были подняты В.В.Путиным незадолго до избрания его Президентом страны и неоднократно озвучивались после вступления его в эту должность). И одновременно именно носители этого ТИМа более других склонны к бунту против любых ограничений своей свободы, а потому их было очень много среди митинговавших на площади Сахарова и Болотной прошедшей весной. Получается, на первый взгляд, дилемма: вроде бы власть ради спокойствия в стране должна подавлять как раз тех, кто мог бы принести ей более чем ощутимую пользу. Так, да не так. Решение этой дилеммы, на мой взгляд, существует. ИЛЭ – люди очень увлекающиеся, они легко загораются, когда находят для себя интересную, трудную (лучше на пределе возможностей) и важную для других людей задачу. Поэтому российской власти пора подумать над вопросом, какие глобальные проблемы требуют срочного решения, и подключить к этому решению как можно больше людей с этим ТИМом. При этом простыми исполнителями чьей-то воли ИЛЭ, как правило, быть не умеют. А потому следует дать им максимум самостоятельности в выбранных областях деятельности, обеспечить всем необходимым, но предусмотреть их полную ответственность за результаты и стратегический контроль (именно стратегический, но ни в коем случае не тактический, пошаговый, потому что последний будет воспринят как мелочная опека и отсутствие творческой свободы) и корректировку направлений поиска решений со стороны властных структур.

 

Е.М.Кривошеев, Москва, 10 октября 2012 года.

 
© 2005 Кривошеев Е.М.