Опыт исследования требований к ведущему психологических тренинговых групп с точки зрения соционики
Данное исследование базируется на точке зрения на требования к групповому тренеру И.В.Вачкова (?Основы технологии группового тренинга. Психотехники.¦ Учебное пособие. Изд-во ?Ось-89¦, 2000г.)
Следует упомянуть, что выдвигаемый данным автором перечень требований базируется на парадигме гуманистической психологии и близких к ней психологических школ. Соответствующий список требований, опирающийся на другие психологические подходы, может существенно отличаться от рассматриваемого в этой статье.
Основная позиция в исследуемом подходе состоит в том, что ?...развивающий и оздоравивающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и ведущим. ... Следовательно, нужно, чтобы групповой ведущий обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий развития самосознания участников группы, что и обеспечивает эффективность тренинговой работы.
Автор обосновывает свой набор требований к ведущему многочисленными исследованиями, проведенными такими психологами, как А.Косевска, С.Кратохвил, М.Либерман, И.Ялом, Славсон и др. Рассмотрим этот список требований с соционической позиции по мере их цитирования в той последовательности, которая приведена И.В.Вачковым в упомянутом учебном пособии.
? Концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь.
В данном требовании содержится необходимость концентрации на внешнем по отношению к психологу объекте (клиенте), что соответствует экстравертной установке в юнговском понимании, а от интроверта требует специальных усилий. Здесь можно было бы еще заметить, что способность помочь человеку соответствует сочетанию сильной интуиции возможностей с этикой отношений, а потому более для психолога-тренера с таким сочетанием сильных функций.
? Открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость.
Первое из названных качеств требует минимизации опоры на установки, а потому для иррациональных ТИМов более гармонично, нежели для рациональных. То же относится к гибкости. Терпимость же, кроме всего прочего, подразумевает отсутствие у тренера склонности к позиции ?собака сверху¦, что соответствует признаку Г.Р.Рейнина ?демократизм¦.
? Эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта.
Эмпатичность свойственна от природы носителям этических ТИМов. Восприимчивость ? естественное качество иррационалов (не случайно американские типологи называют это иррациональность perceiving ? ощущающий или понимающий). Последняя же часть выдвинутого требования говорит сама за себя ? для этических ТИМов с сильной и осознаваемой функцией этики эмоций данное требование выполнять наиболее легко.
? Аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания.
Данное качество естественно для этических ТИМов.
? Энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменениям и развитию.
Энтузиазм и оптимизм соответствуют признаку Рейнина ?позитивизм¦, вера в способности ... к изменению и развитию свойственна ТИМам, у которых в блоке Суперид имеется интуиция возможностей (либо интуиция времени) в сочетании с тем же позитивизмом носителя ТИМа.
? Уравновешенность, терпимость к фрустрациям и неопределенности, высокий уровень саморегуляции.
Перечисленные качества, за исключением разве что уравновешенности, свойственны в большей степени иррационалам. Уравновешенность же вряд ли может быть отнесена к какой-то из соционических дихотомий и может быть, по нашему мнению, выработана в равной степени представителем любого психологического типа.
? Уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов.
Эти качества вряд ли можно отнести по преимуществу к какому-то из типологических свойств, они обычно являются результатом работы психолога с собственной личностной проблематикой.
? Богатое воображение, интуиция.
Данное требование содержит слово ?интуиция¦ в самом себе...
Суммируя особенности, которыми должен, по мнению И.В.Вачкова, обладать групповой тренер, можно составить следующий список ТИМов, которые наиболее полно подходят под данные требования по своим типологическим особенностям (список приводится в порядке убывания числа необходимых качеств):
- СЭЭ
- ИЭЭ, СЭИ, ИЭИ
- ЭСЭ, ИЛЭ
- СЛЭ, ИЛИ, СЛИ
- ЛИЭ, ЭИИ
- ЭСИ
- ЛИИ, ЛСИ
- ЛСЭ
Если учесть целый ряд других особенностей перечисленных ТИМов (прежде всего их слабые функции, особенно функции, относящиеся к ТНС), то данный список следовало бы ограничить лишь представителями пяти ТИМов (в порядке убывания их ?типологической профпригодности¦): СЭЭ, ИЭЭ, СЭИ, ИЭИ, ЭСЭ, причем почти всем необходимым требованиям удовлетворяют лишь первые два психологических типа, а носители ТИМов, замыкающих список, к работе группового тренера в ключе гуманистической психологии можно причислить к практически профнепригодным. Следует заметить, что данные выводы касаются изначально заложенных психологических особенностей конкретного носителя ТИМа, которые могут быть в некоторой (но вряд ли решающей) степени скорректированы в результате целенаправленной работы над собой.
Вывод: проведенный анализ позволяет утверждать, что для профессиональной тренерской психологической деятельности в русле гуманистической психологии почти идеально подходят лишь представители двух психологических типов, а именно сенсорно-этический экстраверт и интуитивно-этический экстраверт. Представителям других психологических типов во избежание серьезных проблем следовало бы серьезно подумать, прежде чем выбирать себе в качестве области профессиональной психологической деятельности именно работу группового тренера данной направленности.
Важно отметить, что полученные выводы вовсе не исключают возможности работы в области психологии носителей ТИМов, для которых тренерская деятельность в рассмотренной области не слишком благоприятна, поскольку они вполне могут найти свое место в других психологических направлениях. В качестве примера можно привести ТИМ ЛСЭ как наименее подходящий для работы в ключе гуманистической психологии. Особенности этого ТИМа делают его носителей вполне потенциально успешными в психологических направлениях, опирающихся на высококлассное владение методическими разработками. К числу таких областей, по нашему мнению, можно отнести НЛП, целый ряд бизнес-тренингов и многое другое. В будущем автор предполагает рассмотреть варианты психологической деятельности, наиболее соответствующие психологическим особенностям каждого ТИМа.